13 декабря 2017
 

А не сходить ли нам на стадион? А не сходить! Почему пустеют трибуны?


«Футбольный матч «Спартак» - «Динамо», и переполнен стадион» - поется в знаменитой песне группы «Браво». Если бы данный текст разбирался школьниками на уроке литературы, смысл сей строчки окажется понятен не всем. Театр «Современник», вечерника в доме кино.... Все это, конечно же, среда обитания светской интеллигенции, а футбольный матч не совсем вписывается в концепцию. Если раньше поход на стадион был равносилен посещению спектакля, оперы, балета, концерта или любого другого культурного мероприятия, то сейчас это скорее признак сумасшествия. По крайней мере, многие ответят человеку, который посещает футбольные матчи: «Ты что, больной? Тебе делать больше нечего?».

В сентябре уходящего года мне поступило интересное предложение о проведении открытого урока, посвященного чемпионату мира. Целевая аудитория – семиклассники одной из самарских школ. Без колебаний я принял предложение и с энтузиазмом начал придумывать потенциальные темы для разговора, одна из которых включала рассказ о стадионе «Металлург». Вспоминая своих сверстников в том возрасте, могу констатировать несколько фактов: почти все знали о существовании местной команды «Крылья Советов», примерно каждый третий мог назвать нескольких игроков, а каждый пятый хотя бы раз оказывался на стадионе. Пришло время открытого урока. Прошу поднять руки тех, кто хоть раз был на стадионе.... Выглядело это так, как будто я вызывал добровольцев к доске – ни одной руки. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что из всего класса только один парень знал, и то, примерно, где находится «Металлург». Да, времена меняются, купола растеряли золото, и самарская команда уже давно не показывает тех результатов, которые были на стыке веков. Но все же, я наивно полагал, что хотя бы 2-3 человека знают вкус поддержки команды.

Процесс общения с ребятами оставил множество положительных эмоций, я понимал, что все они умны и не по годам развиты. Но мысль о том, что никто из них к четырнадцати годам не оказывался на стадионе пугала. Кроме того, это наталкивало на еще более страшное предположение. Низкая посещаемость нашего чемпионата не связана с уровнем футболистов, количеством современных стадионов или ценовой политикой клубов. Нет, безусловно, связь с этими факторами есть, прямая и сильная. Но имеется ряд более веских причин, одна из которых – отсутствие интереса у людей к футболу вообще. Не конкретно к нашему, а к футболу в целом. Раньше ведь трибуны были забиты до отказа, несмотря на значительно более низкий уровень чемпионата по сравнению с текущим и куда более высокий уровень цен на билеты, если соотносить его со средней заработной платой.

К сожалению, современная реальность такова, что у людей нет времени на посещение стадионов. Кто-то предпочитает дачу, кому-то необходимо отогнать машину в сервис, некоторым - закупиться продуктами на неделю вперед. Вот и выходит, что в рейтинге предпочтений поход на футбол оказывается между прогулкой по городу и посещением бесплатного курса языка суоми. Если даже школьники, которые не омрачены заботами вроде ремонта или поиска работы, отдают предпочтение времяпрепровождению с телефоном, то, что говорить о взрослых? Какой футбол?!

К этому же выводу можно прийти, проанализировав количество детей, гоняющих мяч на спортивных площадках, которые, к слову, построены в большом количестве и оборудованы по последнему слову техники. Если раньше в поиске места, где хотя бы есть одни ворота, обходили всю округу, то сейчас мини-футбольные клетки пустуют. Иными словами, в футбол играть практически перестали. Статистика должна радовать жителей, чьи окна выходят на поле.

В итоге получается эдакий замкнутый круг: трибуны пустеют из-за отсутствия качественного футбола – качество футбола уменьшается из-за пустеющих трибун. К сожалению, в нашей стране данную проблему решают недейственными способами, а ведь можно было бы запустить политику возвращения людей на трибуны. И один из способов – раздача бесплатных билетов аудитории, заинтересованной к посещению матчей. Нет, не считайте это абсурдом с экономической точки зрения, мол, какая же будет прибыль, если билеты будут раздаваться бесплатно. Это совсем не так. Те 10-20% постоянных болельщиков будут продолжать покупать билеты/абонементы на матчи. Но если оставшиеся 80-90% стадиона не приносят прибыль, почему бы не сработать на перспективу, раздавая бесплатные билеты студентам, ученикам ДЮСШ, рабочим на заводах. Раньше, кстати, последним двум категориям сезонные абонементы доставались почти задаром, вот они и ходили толпами. Тем же школьникам можно выделять сразу по 2-3 билета: на себя и на родителей. И даже если потом прекратить бесплатную раздачу, процент людей заинтересованных в посещении матчей значительно вырастет, что приведет и к росту прибыли. Потенциальные зрители превратятся в кинетических, если выразиться на языке физиков.

Но, экономическое образование стадионных политиков далеко от идеального. У нас предпочитают снижать цены в критической ситуации, не увеличивая охват целевой аудитории. А с экономической точки зрения это ведет только к снижению финансового результата. Это тот самый провал, который мы сейчас наблюдаем. Уже на протяжении нескольких лет те, кто готов заполнять трибуны, предпочитают смотреть матчи дома, сидя в удобном кресле за чашкой чая. Зачем же эти люди пойдут на стадион, особенно в холодную погоду, на непонятного соперника, да еще и за деньги? К сожалению, специалисты по работе с болельщиками не понимают или не хотят понимать условия, на которых люди готовы поддерживать команду вживую. Поэтому до тех пор, пока принцип распространения билетов не изменится, картинка с пустыми трибунами не исчезнет с экранов матчей нашего чемпионата.


Комментарии


Хотите оставлять комментарии? Зарегистрируйтесь или войдите.