25 июля 2017
 

От матча к матчу


- А Россия где?

- В беде, Василий Иванович

(«Чапаев и пустота»)

Российская журналистика после 90-х годов, отмеченных беспрецедентной свободой мыслительной деятельности, находится там, где она находится. Тинатин Гивиевна с командой, пытаясь создать что-то вроде революционно нового телеканала, пока что не справляется с задачей качественной революции. Ошибка произошла на самом первом этапе – этапе работы с кадрами, а значит, гендиректору «Мяч-ТВ» придётся делать то, чего мы так боялись и строго-настрого ей запрещали – воздействовать на контент.

Да, канал спортивный. Но руководитель должен решать любые проблемы, без этого ничто «новое» не создается никогда - и что тут поделаешь, если проблемы возникли именно с... Впрочем, сначала о новом.

Пока из нового выделяется только бешеная рекламная кампания, призванная напомнить массе в принципе о существовании федерального спортивного канала, о вошедшей в инерцию «России-2»; новые журналистские сочетания (что приятно, хотя пока комментаторов скорее сваливают в кучу, чем тасуют – что не отменяет крутости дуэта Генич-Стогниенко и полезной несовместимости Фёдорова и Гимаева) и, наконец, новый бюджет, пошедший на тот самый разгул рекламы, на логотип, умеющий становиться оранжевым и на то, чтобы Дима Занин мог как ни в чем не бывало вваливаться в раздевалку боксера, готовящегося к бою, со словами «Он не любит всех этих медийных вещей, но мы тут всё равно посидим».

Это обновилось, но это ли требовало обновления? Да, это тоже. Но когда под анимированным логотипом происходит этот фестиваль орфографии, вакханалия семантики... Когда корреспондент в репортаже (ладно бы прямой эфир) сравнивает футбольные ворота с амбразурой, которую игроки защищают грудью... Когда другой корреспондент, Карен Адамян в сюжете (ладно бы прямой эфир) не может склонить в творительном падеже словосочетание «сто евро»... Ладно, сто евро на телеканале, который рекламируют на карточках метро, могут не считаться за деньги, но Адамян-то ведет рубрику под липким, отдающим самыми пафосными клипами Тимати названием «Moneyball»... Мани-мани... Как так-то?

Корректоры, кажется, работают в условиях полной темноты, количество опечаток катастрофическое на том участке времени, что существует канал («Борис Скребко»?). Речевые ошибки ведущих бесчисленны. Допустим, у кого-то волнение – например, очень мандражировал Владимир Стогниенко, ведя эфир в студии – бывает, бывает. А как быть с теми, кто запинался на каждом шагу, когда ещё не было кроваво-красных студий?

Но проблемой-то является даже не это - вот ещё, руки марать. Ошибаются все (даже если это называется непрофессионализмом, откровенным, как сцена любви в очень молодежной комедии) – Дмитрий Дибров, например, в своё время активно жевал звуки и использовал слова-паразиты, знаем мы такой случай и в футбольной журналистике (тот самый человек, который что-то знал, когда не хотел идти под начальство Тинатин Гивиевны), что ни разу не ставит их на одну ступень с той прилизанной зеленью, что в силу несвободы мыслительной деятельности (см. начало текста) не поднимется выше уровня ведения новостей с орфоэпическими ошибками. Они, скорее всего, прекрасные люди – добрые, модные, исполнительные, образованные (обычно иностранными языками) – и не надо считать профессиональные характеристики оскорблением, потому что без оценки людей как работников сферы мы так и будем сидеть и смотреть на заболачивание этой сферы. И любой другой.

Не нужно подозревать автора в шовинизме по отношению к представителям малых журналистских профессий. Потому что здесь, слава Богу, тоже есть, кого описать теплыми словами - возьмите Тараса Тимошенко, Наталью Кларк или вот Михаила Решетова (блестящая подготовка, даром что перед началом карьеры был спортсменом, а не хипстером).

Принцип, хоть и спорный (поговорим об этом ниже), обозначен давно и конкретно: не страшно ошибаться, страшно быть нылым овном. Слово «овен» также не стоит принимать ни на чей счёт.

А к проблеме мы всё-таки подошли вплотную, и, если уж вы вдруг читаете этот текст, то наверняка вы читаете всё, что написано о "Мяч-ТВ", а, значит, видели и колонку Отара Кушанашвили, так что ждать сюрприза при обозначении порока № 1 с вашей стороны было бы наивно. Чего мусолить, достаточно цитаты:

«Понимаете, я помню, как заработал частный канал ТВ6. Там дело не только в студии было. Там говорили другие люди другим языком, от них этого требовали. Они говорили не только правильные ударения (здесь же девушка назвала Ковалевски пОляком), но и другим языком, слова были другими. Не было штампов. Здесь – штампы и раздражающее меня представление друг друга виртуозами слова, а глаза бегают, потому как смотрят на суфлер. Виртуоз слова, читающий суфлера, – это оскюморон».

Вот и Неугомонный о том же: хрен с вами, говорящими не РУни, а РунИ... Но почему всё, что вы делаете – один большой, как любовь Роя Джонса к российским спортивным клубам, как пафос, с которым вы подносите микрофон к своим жертвам, штамп?!

Давайте же и мы побудем пафосными. Российская журналистика страдает в отсутствии людей, способных думать без бумажки. Заметьте: не сказано «говорить», потому что говорить с бумажкой - не позорно, бывают случаи, когда это просто нужно. Но думать-то надо не по сценарию. Ваш покорный слуга знает, о чем речь, я написал диплом на тему того, каким должен быть интересный спортивный журналист, он не должен подходить под характеристику, проскользнувшую в моей нечаянно-провидческой колонке, написанной о будущем канале ещё летом: «к чему, если не к скуке, мы придем, опять усадив в кадр этих чудесных ведущих с лицом «пытаюсь что-то сказать» и мозгом «пытаюсь о чем-то подумать» - к шоу что ли?»

Можно начать с безобидного примера. Георгия Черданцева, конечно, ни к какому логопеду не отправишь, придраться – не придерешься. Его программа была сделана красиво, да и потом, главный тренер «Спартака» в прямом эфире после поражения – это круто, очень круто. Тренеры, футболисты, судьи не раз критиковали журналистов за отсебятину, разговаривать с ними нужно, да и первоисточники – вот они, никуда не денешься. Но поймите, Черданцев же не Познер, он даже не Юлия Меньшова. Он берет информационное по своей сути интервью, и это занимает почти всю программу. Это, да ещё задавание вопросов Константину Геничу, да ещё задавание вопросов Нобелю Арустамяну. Ведущий в авторской программе работает не более чем рубильником – ребята, это что? Вы нам ещё скажите, что Георгий – не талантливый журналист, у него нет мнения, он не может закрутить полемику. Вот вопрос: неужели для задавания вопросов не нашлось человека попроще? Там масса молодых колышет супербасы – так что, не найти журналиста, понимающего футбол на уровне развернутых вопросов по игре «Спартака», кроме Черданцева? Почему журналисты перестали делать что-либо, кроме спрашивания?

Я 400 раз преклоняюсь перед Михаилом Моссаковским, его умением и смелостью в использовании испанского языка из школьной программы (это ж надо ещё вспомнить) в интервью с Де Хеа, пусть даже на уровне "- Давид, как Вам игра ЦСКА? - Игра ЦСКА мне хорошо". Без сарказма повторяю: я выхожу на балкон и навстречу рассвету 400 раз и ни одним разом меньше преклоняюсь перед Михаилом. Но знания языков - потрясающий бонус, тем не менее, не делающий журналиста журналистом, не являющийся в этой профессии стержнем, каркасом, вешалкой. Быть полиглотом - чудесно, но надо ещё любить язык, на котором ты от природы формулируешь мысли, а вклад Михаила Моссаковского в русскую литературу пока целиком укладывается в шаблон "Итак, это великий "Олд Траффорд"! "Театр мечты"! Сегодня здесь будет очень важный матч! Как вы [и без меня] можете видеть, трибуны ещё не заполнены, но я уверен, что к матчу они заполнятся, у меня всё".

Безусловно, очень важна социальная часть эфира канала - "Один день с футболистом", программы о ЗОЖ и т. д. Но, во-первых, с точки зрения увлекательности этим никогда никто особо не гордился, во-вторых, должен же быть элементарный вкус. Просто шоком стали актёрские потуги ведущих утренней программы, использовавших студийное время для таких вот диалогов:

- Мааааш, а что ты делаешь?

- Ну Серёёёёж, ты же видишь, я украшаю цветами велосипееед! Сейчас это мооодно.

- Давайте же посмотрим сюжет на эту тему!

Мария ведь человек с опытом, она работала на другом канале с блестящей картинкой и (если отбросить политический нарост) куда более крутым контентом, чем (пока) на "Рой Джонс ТВ". Брала интервью, и не только в декольтированных платьях на тему семейной жизни спортсменов, но и по серьёзным поводам, с интеллектуальным уклоном. Повторюсь, мне абсолютно понятно, зачем нужна программа про зарядку и полезную пищу, но почему её надо вести, придуриваясь?

Это же ваш, ваш сотрудник Василий Уткин (ладно хоть додумались взять) написал однажды "Журналистика - это сдвиг, это столкновение, это второй план, это самоирония". У Василия получился перекос - эта фраза описывает не всю журналистику - где в новостях самоирония, например?.. Но дело-то другом. Всё, что делает "Мяч-ТВ" сегодня - будто точнейшее соблюдение этой формулы в обратном направлении. Вместо сдвига - заскорузлый штамп во всём, невозможность столкновения в отсутствии полемических передач, полная привязанность к суфлеру вместо второго плана и, наконец, абсолютное, генетическое самолюбование. Ту мач тв.

Развивается панический страх перед фразой "Посмотрим сюжет нашего корреспондента". Огромный опыт просмотров не позволяет сделать никаких иных выводов кроме: 1) новой информации будет мизер; 2) по дороге к этому мизеру будет тошнить от банальности. Никто пока не знает, как делать футбольные репортажи без банальности, но, господа, постыдитесь: вы наняли толпу креативщиков, зачем они работают, что придумали, чем удивят? Пусть хотя бы соберут корреспондентов, объяснят, что тут не благотворительный фонд, какие могут быть зарплаты за работу, которую на стандартном уровне может сделать любой пользователь спортивного сайта? Подарите им диск со всеми сезонами Top Gear, пусть молодежь поймет, что в воскресном прайм-тайме на BBC даже кофе не подают с таким уровнем творчества, как в их репортажах. Автомобили, кстати, не более разнообразные штуки, чем футбол.

А лучше пусть креативщики проделают то же самое с самими собой – корреспонденты-то люди подневольные и начинающие, с них требуют формат, с них требуют примитив, то, что уже украдено до нас.

Так и выходит, что единственным человеком, сделавшим шаг вперед с запуском нового канала, стал Юрий Дудь, поскольку всё самое хорошее (не считая разве что феерического интервью Ленокса Льюиса) было пока только в его программе - от титра "Жека Савин" до реально стильного сюжета с Халком. И это показательно, как ничто другое: на идеально качественном телевидении программа в стиле "трэш-бугагашечки", даже прекрасно сделанная, плетется в хвосте, занимает место в эфире, логично отведенное под маргинальность. А мы имеем "Культ тура" в безоговорочном хэдлайне.

Потому что "не страшно ошибаться, страшно быть УГ (углом головы)" Вот, кстати, о спорности этого тезиса. Конечно, если следовать ему с маргинальных позиций, мы получим не качество, а панк-тв. Но никто не призывает устроить в эфире шоу Мэрлина Мэнсона, качество не требует сатанизма, зато вот Александр Иванович Шмурнов не панк, а как в одно мгновение расцвел эфир в среду с его приходом в студию! Человек просто начал спокойно говорить - так казалось со стороны. Но говорить-то умеют все, не у всех есть, что послушать.

Новый канал должен преодолеть не только "Россию-2", вопрос стоит о перспективах нашей журналистики вообще. Во-первых, потому, что "Мяч-ТВ" заявлял о себе как о новом явлении, а во-вторых, потому, что индустрию действительно надо спасать, дно достигнуто, дно мы проходим. У нас спортивное радио иной раз такое, что хочется спросить: ребята, а вы программу "Дребезги" на "Маяке" когда-нибудь слышали? Колумнисты, в том числе уважаемые, возрастные, как-то странно сомневаться в их образовании, поэтому к ним вопрос не "кого вы читали", а "зачем читали?"

Да ладно, чего далеко ходить - Ильф, Петров, что с них взять, классики. Вы по сторонам посмотрите: как работает на радио ваш коллега Саша Кузмак (он же, как ни странно, исполнительный продюсер новостей на новом канале – а что, на место в кадре не тянет?), как пишет Игорь Порошин (а ведь человек бы на «России-2», где он?).

А никто не будет смотреть по сторонам, да и не нужно это, у нас карьеры, у нас зарплаты, у кого-то ипотеки, может быть – бывают простые человеческие ситуации. Но творческую профессию вообще перестали творить, никто не делает эстетического подвига (не надо на войну, не надо под пули, сделайте хоть такую мелочь, как вклад в искусство). Не будут. Все при местах, всех любят. А с формулировкой «Не талантлив» ещё никто никого никогда не увольнял. Ну и славненько.

Остается последняя надежда на передачу с В. Л. Мутко. Мы ведь даже сплясать не можем, пока Президент [РФС] не покажет.


Комментарии


Хотите оставлять комментарии? Зарегистрируйтесь или войдите.